Отдел теоретических дисциплин
Отдел теоретических дисциплин является центральным отделом школы. Роль теоретических дисциплин в процессе воспитания грамотного, неравнодушного, способного активно мыслить, слушателя и исполнителя трудно переоценить.
Формирование духовной культуры учащихся, постижение законов и норм музыкального языка, воспитание музыкальной грамотности с опорой на изучение творений мастеров разных эпох и стилей – вот тот, далеко не полный перечень целей и задач, решаемых преподавательским составом отдела.
Отдел объединяет в учебном процессе всех учащихся музыкальной школы. На отделе работают 4 преподавателя, руководит отделом Мазурок Ольга Вячеславовна. Изучаются следующие дисциплины и предметы учебного плана: «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература».
«Сольфеджио» – один из важнейших предметов теоретического цикла, который Н.А. Римский-Корсаков называл «гимнастикой слуха». Это предмет комплексный, объединяющий несколько видов деятельности, которые играют важную роль в развитии юного музыканта. Все азы музыкальной грамоты, основы теории музыки постигаются на сольфеджио. Важное направление работы – развитие музыкального слуха. Ни один музыкант не может быть таковым, не обладая хорошо развитым чутким слухом, который дает возможность воспринимать и осознавать музыку. Наш музыкальный слух требует регулярных тренировок. При отсутствии таковых, музыкальный слух теряет свою чуткость и притупляется. Особое значение имеет развитие чувства музыкального метра и ритма. На уроках сольфеджио полученные навыки находят непосредственное применение и закрепляются. Объединяющим все достижения в разных направлениях деятельности является творчество: исполнение, сочинение.
Главной целью предмета «Слушание музыки» является воспитание в учащихся музыкальной культуры, приобщение к шедеврам мировой классики с самого начала обучения музыке. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. «Слушание музыки» развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса, а также развивает воображение, ассоциативное мышление.
«Музыкальная литература» – учебная дисциплина, в программу которой входит изучение биографий крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, важных сочинений. Среди основных задач предмета – дать учащимся общее представление о мире классической, народной, основных направлениях современной и джазовой музыки, об элементах ее строения и средствах выразительности; обучить умению грамотно излагать впечатления и мысли о музыке; накопление музыкального багажа, расширение музыкальной эрудиции и кругозора.
Составной частью предмета «Музыкальная литература» является курс «Музыкальный Санкт-Петербург», который помогает учащимся получить необходимые краеведческие знания, свободно ориентироваться в музыкальной культуре нашего города. На занятиях ребята знакомятся с историей основных музыкально-театральных и концертных учреждений, с действующими музыкальными музеями, концертными залами, учебными заведениями, а также памятными местами и сегодняшней музыкальной жизнью города.
Тот факт, что из всех видов искусств именно музыка оказывает наибольшее влияние на умы и сердца людей, является очевидным и в доказательствах не нуждается! Подобно другим видам искусства, музыка отражает действительность в движении, динамике и в центре этого движения оказывается человек с его чувствами, эмоциями, переживаниями, с его субъективным восприятием окружающего мира. На протяжении столетий исследователи, музыканты и просто ценители музыки, стремясь проникнуть в суть бессмертных произведений, пытаются ответить на вопрос: «Что за тайна сокрыта в музыкальных звуках? Как постичь и понять удивительный язык этого искусства, способный выразить огромное содержание, с трудом передаваемое словами?»
Неслучайно «…ключевым словом в Программе развития школы, определяющим цели и результаты всех форм и направлений работы школы, является слово «РАЗВИТИЕ». В первую очередь, имеется ввиду развитие музыкальных способностей, слуховое развитие, развитие интеллекта, личности, развитие духовное……».
Откроем календарь знаменательных дат
Два года назад, когда преподаватели теоретического отдела ДМШ №20 собрались для составления плана работы на очередной учебный год, было предложено проводить раз в году монографические концерты, посвященные творчеству композиторов-юбиляров. Концертная деятельность является одним их основных направлений в работе любой музыкальной школы, казалось бы, что нового можно здесь предложить. Идея пришла очень быстро: объединить все ключевые мероприятия, проводимые на отделе, вокруг одного центрального – монографического концерта.
Открывая календарь знаменательных дат
Вот уже на протяжение четырех лет в нашей школе по инициативе преподавателей отдела теоретических дисциплин, проводятся мероприятия в рамках проекта «Открывая календарь знаменательных дат»,
который объединяет в единое целое олимпиаду по сольфеджио, научно- практическую конференцию и финальный концерт.
Каждый год проект посвящается композитору-юбиляру. В предыдущие годы это были имена И.С.Баха, В.А. Моцарта, Франца Шуберта.
В 2018 году мы посвятили наш проект 205-летию со дня рождения русского композитора А.С. Даргомыжского. На протяжение двух месяцев ученики нашей школы тесно общались с музыкой этого великого композитора, знакомились с его жизнью и творчеством.
В декабре месяце все ребята с 4 по 8 класс по традиции писали олимпиаду по сольфеджио, задания которой были составлены на материале из произведений А.С. Даргомыжского.
В фойе второго этажа школы была развёрнута выставка, где в яркой и наглядной форме представлены наиболее интересные эпизоды из жизни и творчества композитора.
Наряду с традиционными, в этом году мы включили в проект и ряд новых мероп
риятий.
Как известно, наиболее значительной частью творчества Даргомыжского является камерно-вокальная музыка. Идея знакомства ребят с романсами и песнями композитора через исполнение его произведений натолкнуло нас на мысль о проведении музыкального вечера, посвященного именно этой странице творчества композитора, где в качестве и солистов, и концертмейстеров выступили бы ученики старших классов школы.
27 января концертный зал школы превратился в уютную музыкальную гостиную. В программе концерта звучали вокальные сочинения Даргомыжского в исполнении учеников нашей школы. Вечер получился очень интересным, зал был полон, публика тепло принимала выступления ребят, и продолжая традиции музыкальных салонов Петербурга он завершился чаепитием.
В прежние годы финалом мероприятий нашего проекта был концерт. Но особенность личности А.С. Даргомыжского и тот факт, что в свете славы М.И. Глинки и композиторов «Могучей кучки» его вклад в развитие русской музыкальной культуры до конца ещё по-настоящему не оценён, мы опять решили изменить ставший традиционным сценарий проекта, объединив научную конференцию с концертными номерами.
«Не требуя наград за подвиг благородный» - словами великого русского композитора назвали мы вечер, который прошел в нашей школе 9 февраля 2018 года.
Интересные сообщения, с которыми выступали ребята, действительно были достойны уровня научной конференции. Они познакомили слушателей с наиболее яркими, подчас неизвестными страницами жизни и творчества А.С. Даргомыжского, а в сочетании с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями композитора в исполнении учеников нашей школы, вечер стал настоящей кульминацией проекта.
Мероприятие подобного уровня невозможно было бы осуществить без энтузиазма, вдохновения и полной самоотдачи. Хочется искренне поблагодарить преподавателей отдела: Соловьёву Е.А., Левскую Е.В., Васильеву О.Б., Кудряшову О.А. за ту огромную работу, которая была проделана при подготовке всех мероприятий проекта.
Заведующая отделом теоретических дисциплин Мазурок О.В.