Санкт-Петербургское государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования


«Детская музыкальная школа № 20
Курортного района»

15 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🎶Цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" продолжается!
💫15 июня зал ДМШ №20 был полон, и это отрадно. Детям обязательно нужно видеть своих преподавателей на сцене. Слышать их игру. Восхищаться силой и красотой. Загораться огнём их вдохновения. Одно дело – показ в классе. Иное – когда учителя предстают перед ними не в кулуарах ДМШ, а во время концерта. Свободными от бремени наставничества, преображёнными в иных ипостасях.💫
🌾Концерт Преподавателей ДМШ №20 15 июня познакомил публику с музыкой композиторов разных эпох и стран, перенося из Германии эпохи барокко Иоганна Себастьяна Баха в Австрию времён классицизма В.А.Моцарта, из Парижа периода романтизма, где в 1830х годах могли пересечься такие виртуозы, как Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, в 20 век, во Францию Альберта Перилу и Клода Болинга, Испанию Энрике Гранадоса, Висенте Гомеса и Федерико Морено-Торроба, Англию Мадлен Дринг, Америку Ребекки Кларк, Россию и Швейцарию Павла Фёдоровича Юона. Звучали произведения наших современников – Эмануила Сежурне (Франция), Валерия Сюткина (Россия). Завершила концерт композиция Мередит Уиллсон, написанная для бродвейского мюзикла «Музыкант» (1957 г.), исполненная группой «Битлз», ныне же переложенная для Ансамбля преподавателей.
💫Впечатляющий список имён, не правда ли? Но программа поражает воображение не только этим. Восхищает представленное тембровое изобилие, изощрённость инструментального арсенала и творческого потенциала ДМШ №20.💫
🌷Несколько лет назад у меня было много учеников из флейтового класса, тогда меня пленили звуки флейт Софии Дудинской и Юлии Шолоховой, их шарм и очарование. Тогда я поняла, что флейта может быть очень разной: прозрачной - и меццо-сопрановой, густой; лёгкой – и резкой, как удар хлыста.
🌾Когда две мои девочки-скрипачки поступали в музыкальные училища, я была покорена профессионализмом струнного отделения. Разве могут оставить кого-нибудь равнодушными проникновенный альт Тимофея Чернобылова, нежность скрипки и улыбки Ольги Мицкевич, томная виолончель и глаза Софьи Зайчиковой? Её одухотворенное лицо особо поразило меня на последнем концерте - оно периодически скрывалось за пюпитром, как за чадрой, так что на виду оставались только живые чёрные глаза, лучащиеся удовольствием делиться музыкой с публикой. ✨«Три грации!», - мысленно воскликнула я, глядя на трио струнниц с пианисткой Е.Серогородской. А уж как хороша была скрипка в дуэте с гитарой Сергея Голякова, высоко ценимого моим сыном, к слову, учившимся у него игре на этом благородном инструменте. ✨Классическая гитара и дворовая гитара – это такие разные гитары! Сколько воспоминаний всколыхнули Сегидилья и Романс… Испанские переборы, и скандалы с родными детками, которых нужно было заставлять заниматься музыкой, о как вы горячили кровь!
🌷После интенсивных уроков с ещё одной абитуриенткой, ныне серьёзным профессиональным музыкантом Полиной Ильиной, я оценила саксофон Вадима Богорада. 15 июня его минусовка привнесла в концертный зал флёр приморской танцплощадки курортного города, расслабленную атмосферу концертов на свежем воздухе, нашёптывающих: «Я – то, что надо».
🌾В этом году я влюбилась в гобой. Барочный ансамбль непредставим теперь для меня без неповторимого колорита тембра этого инструмента. Спасибо Владиславе Гошевой за доставленное удовольствие!
🌷Пианистки Юлия Мельникова, Людмила Соколова, Наталья Касаткина, Оксана Кудряшова привычно плели строгие линии полифонии Баха, изящные кружева мелодий Моцарта и Паганини.
🌾Мужская часть команды не отставала. И.Екимов продемонстрировал владение техникой для исполнения произведений таких разных композиторов, как Шопен и Лист, мне даже картинка привиделась из «Музыкального Клондайка» - помните, «пианизм Шопена» с миксерами, и «крупная техника Листа» – с растянутыми через октавы пальцами? Сергей Румянцев поддерживал ансамбли, деликатно и выразительно. Как можно быть таким монументальным и воздушным одновременно? Мягкие глубокие бархатные звуки из-под его пальцев рождались словно сами собой, по волшебству.
🌷С новой стороны открылась Татьяна Бабатьева. Обычно очень позитивная, она вышла на сцену и застыла, как большая скорбная птица, с веером палочек-крыльев. И начала священнодействовать. Это было похоже на танец и мистерию. Извлекаемые звуки пронзали душу. Маримба стенала, призывала к ответу, задавала философские вопросы, утешала на пару с фортепиано Е.Серогородской. Вещие птицы Сирин и Гамаюн...
✨Запоминающимся стало и выступление Игоря Вепрева. В его исполнении прозвучал «Электронный пейзаж» на электронных инструментах, унесший воображение в мир «Тайны третьей планеты», с путешествиями к дальним галактикам писателей-фантастов во главе с Киром Булычёвым.✨
💫Вот такой необычный фантастический концерт состоялся в четверг в концертном зале ДМШ№20. Приходите! У нас интересно! 💫

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

8 июня 2023 года. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🎶8 июня цикл Летних концертов классической музыки "Сестрорецк музыкальный, Возрождение традиций" прошёл под знаком пленительной женственности. 👏Фортепианный дуэт Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой усладил не только слух.
💫Бывает, смотришь на руки пианиста, и чувствуешь физический дискомфорт от неудобств и сложностей, испытываемых им. Тут - ни малейшего напряжения, ни одного лишнего усилия. Прекрасные женские пальцы порхали в Шуберте, как крылья бабочек, изящно, легко. Каждым звуком подписываясь под знаменитыми словами Франца Шуберта: «Я терпеть не могу проклятую стукотню, которая свойственна и прекрасным пианистам и которая не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу».
💫 Один и тот же рояль - но насколько иначе зазвучал Мендельсон. Наверняка каждый из наших юных пианистов пробовал играть "Песни без слов" Феликса Мендельсона, и знает, как непросто добиться выразительного легатного ведения во фразах длинного дыхания. В интерпретации Ирины Васильевой и Ольги Ермаковой плавное, тягучее погружение в инструмент рождало мелодию, льющуюся полноводной рекой, то рассыпающуюся брильянтовыми брызгами маленьких водопадов на озорных лесных ручейках.
💫Сезар Франк - ещё один маленький шажок в путешествии во времени от первого романтика Шуберта к композиторам двадцатого столетия. Этот очень необычный французский композитор творил в эпоху позднего романтизма. Р. Роллан писал о нем от имени героя романа Жана Кристофа: «...этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». К. Дебюсси, не избежавший обаяния Франка, вспоминал о нем: «Этот человек, который был несчастным, непризнанным, обладал детской душой настолько неистребимо доброй, что он мог созерцать всегда без горечи недоброжелательность людей и противоречивость событий». В концерте прозвучала Прелюдия, фуга и вариации для органа ор.18 в четырёхручном переложении А.Дэко. И мурашки бежали по коже от иллюзии органного звучания, от хрупкого стеклянного пиано и всепоглощающего форте фортепианного дуэта, от грустной, мудрой, величественной и в то же время простой музыки Сезара Франка.
💫Лео Смит - голландский композитор, чья жизнь трагически оборвалась в 43 года, весной тысяча девятьсот сорок третьего. Музыка Европы начала 20 века напоминала кипящий котёл жанров и стилей. Неудивительно, что в Дивертисменте Смита мне слышались колоритные целотоновые созвучия Равеля и Дебюсси, острая, резковатая, угловатая манера построения мелодики, ритма, интервальной вертикали Стравинского, джазовые интонации, токкатные приёмы "вечного движения", свойственные урбанизму раннего Пуленка, Онеггера, Прокофьева. Все эти детали сплавлялись в удивительный, сложный, но в то же время лёгкий для восприятия, узнаваемый стиль Лео Смита (не путать с канадским композитором с таким же именем!). Аудиозапись с музыкой Лео Смита нашла только здесь: https://classic-online.ru/ru/production/4243
💫Мощным финалом концерта стала Фантазия Ференца Листа на темы из оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Дон Жуан", исполненные на двух роялях. Оркестральное звучание, союз силы и мягкости, мастерства и естественности. Поражало, как такие хрупкие элегантные дамы сумели извлечь из инструментов феноменальные звуки, буквально пригвоздившие публику к месту. И у прекрасных пианисток ещё остались силы сыграть на бис... Браво! 🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
Пойду "Дон Жуана" на ночь послушаю...
🔥🍀"Я не то, чтобы от скуки,🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀я надеялся понять,🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀🔥🍀Как умеют эти руки🌷🌾🌷🌾🌷🌾
🔥🍀🔥🍀🔥🍀🔥🍀эти звуки извлекать". 🌷🌾 (Булат Окуджава).

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

Ф. Шуберт Интродукция и вариации на оригинальную тему для фортепиано в 4 руки, исп. Я. Таль, А. Гротхузен

Ф. Мендельсон Andante и Allegro brillant для фортепиано в 4 руки, соч.92, исп. Orion Weiss, Huw Watkins

1 июня 2023 год. "Сестрорецк музыкальный. Возрождение традиций". 20 сезон

Замечательны традиции Летних концертов Сестрорецкой музыкальной школы. В зале нет случайной публики. Туда приходят по велению сердца, а не долга. 👏1 июня Богдан Ефремов и Екатерина Павлова творили волшебство.
💫Я в очередной раз поняла, что Людвиг ван Бетховен, при всей эмоциональной насыщенности его творений, обладает мышлением композитора эпохи классицизма, рациональным, цельным, оптимистичным.
💫Сочинение Гаспара Кассадо́-и-Мореу - ученика Мориса Равеля, современника Мануэля де Фальи, Альфреда Казеллы, "Шестёрки" и "Нововенцев" - поразило ярким темпераментом, испанской пылкостью. Да и загадочное название - "Танец зелёного дьявола" - сродни сонате соль минор Джузеппе Тартини, стихотворениям Николая Гумилёва, Вариациям на четвёртой струне Николо Паганини на тему балета «Орех Беневенто» для скрипки с оркестром.
💫Исполнение Сонаты Дмитрия Шостаковича стало настоящим подарком. Как можно не любить музыку Шостаковича? Как можно не понимать, о чём она? Всё настолько животрепещуще, включает механизмы моментального эмоционального отклика. Другое дело, что эмоции эти сложные, и в слова облечь их по прослушивании - задача неблагодарная. Да и зачем? Ведь ещё Стравинский считал, что музыка - вещь самодостаточная. Мимолётная. Послушал. Получил богатый спектр переживаний непосредственно во время концерта. Вышел из зала. Что там ещё обсуждать... 🎻

Елена Левская (преподаватель теоретических дисциплин)

Гаспар Кассадо́-и-Мореу "Танец зелёного дьявола", исп. Janos Starker

Д. Шостакович Соната для виолончели и фортепиано ре минор, исп. Д. Шафран, Д. Шостакович

Л. Ван Бетховен Соната для виолончели и фортепиано №3 Ля мажор, исп. М. Ростропович, С. Рихтер

 

"Открывая календарь знаменательных дат" учащаяся 8 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", публикуем выступление учащейся 8 класса ДМШ №20 Ирины Румянцевой на ХVI Городской теоретической конференции «С.В. Рахманинов. Жизнь и творчество (к 150 – летию со дня рождения)", состоявшейся в ДМШ им. А.Петрова 12 апреля.

В докладе "Музыкальные пейзажи" на примере романсов разного времени ("В молчаньи ночи тайной", "Здесь хорошо", "Сирень") рассматриваются образы природы в камерном творчестве Рахманинова. С.М.Слонимский назвал Рахманинова «последним романтиком мирового класса». В отличие от отстраненного любования образами природы в импрессионизме для романтизма природа всегда сопоставляется с главным героем. В этом Рахманинов созвучен со своим любимым художником Левитаном: «Пейзаж должен быть наполнен смыслом. Протокольная правда никому не нужна, важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». В докладе прослеживается эволюция композиторского мастерства от раннего романса «В молчаньи ночи тайной», в котором в «концентрированном виде» представлен богатый круг ассоциаций от Чайковского, Бородина и Мусоргского до оркестровых красок фортепианного Листа. В более поздних романсах «Утро» и «Здесь хорошо», «Островок» прослеживается развитие индивидуального авторского стиля, позволяющее экономными средствами достигать лаконичного совершенства.

«Картина — это что такое? — говорил Левитан. — Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника». В знаменитом романсе «Сирень» Рахманинов профильтровал не только пейзаж, но и природу человека, эмоционально переосмыслив текст. Музыкальный пейзаж Рахманинова не абстрактен, это не бесплодная пустошь, даже когда «здесь нет людей» - в центре внимания композитора всегда будет «История души» (по высказыванию Саврасова: «пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку»).

В докладе прослеживаются ассоциации музыкальных пейзажей Рахманинова с картинами Левитана, Саврасова, Клода Моне, Врубеля (Надежда Ивановна Забела – замечательная певица, жена и муза великого русского художника-символиста Михаила Врубеля – исполнила романс «Сирень» в январе 1903 года. По легенде, именно после этого события М.Врубель написал картину «Куст сирени»).
Преподаватель Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://disk.yandex.ru/i/FxyOzkmbqzkWrQ

"Открывая календарь знаменательных дат" учащиеся 2 кл.

Продолжая общешкольный проект "Открывая календарь знаменательных дат", посвященный жизни и творчеству С.В.Рахманинова, публикуем сообщение учащихся 2 класса, подготовленное в рамках предмета "Слушание музыки", раздел "Народная песня в музыке русских композиторов".

Тема доклада "Первая песня из опуса 41 "Три русские песни" Сергея Васильевича Рахманинова".

Согласно свидетельству Л.Я.Нелидовой-Фивейской, Сергей Васильевич Рахманинов до конца жизни ощущал народную песню как "ПЕРВОИСТОЧНИК, ОТ КОТОРОГО ПОШЛА ВСЯ НАША РУССКАЯ МУЗЫКА".

Из воспоминаний Л.Я. Нелидовой-Фивейской: "Последний раз я видела Рахманинова незадолго до его кончины, в пасхальную заутреню в Нью-Йорке. Церковь была переполнена, и много народу стояло на улице. Мы с мужем очутились позади Рахманинова, окружённого своим семейством. Рядом с ним стояли его высокая, статная жена Наталия Александровна и её сестра Софья Александровна.

Ровно в двенадцать часов я громко обратилась к Сергею Васильевичу с пасхальным приветствием. Он обернулся, увидел нас и улыбнулся своей чарующей, как бы застенчивой улыбкой. Я поразилась его худобе. Мускулы и кости его бледного лица, с большими мешками под глазами, выступали, как на голом черепе.

— Я люблю церковное пение, — сказал он Фивейскому. — Не правда ли, Михаил Михайлович, ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка..."
© https://senar.ru/memoirs/Nelidova-Fiveiskaya

В проекте приняли участие Барышева Алена, Емельянова Алевтина, Круглова Ирина, Ладвищенко Дарья, Понкратова София, Цветов Глеб. Спасибо, ребята, что потратили своё личное время на подготовку. Молодцы!

Слушайте доклад, слушайте музыку...

Преподаватель теоретических дисциплин Левская Елена Владиславовна Елена Левская

https://vk.com/video3342326_456239352?list=ff89771c49b912757d
https://vk.com/video3342326_456239351?list=bc5eed32e74e51ed6d

https://disk.yandex.ru/i/n5T0O1nfIY8flg

© Детская музыкальная школа №20 Курортного района Санкт-Петербурга.